Две девушки

Расписания для этого события нет

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в рамках проекта "Выставка одной картины" экспонирует картину К.С. Петрова-Водкина "Две девушки" (1915) из своей коллекции.

Выставка картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина приурочена к столетию её создания. Этого мастера не случайно называли "фресковым живописцем". Его искания зрелой поры шли в сфере, где бытовое перерастает в бытийное. "Упорный до педантизма искатель личного монументального стиля", он сумел уже к середине 1910-х годов достичь впечатляющих результатов, получивших признание художественной критики. Сопоставительный анализ группы картин, связанных общим мотивом двух девушек – "Девушки на Волге" (1915), "Две девушки" (1915), "Утро. Купальщицы" (1917) "Две" (1917) вводит в творческую лабораторию художника, позволяет показать, как, упорно варьируя сходный мотив, живописец добивается выражения своей философско-поэтической идеи.

Сложен и богат открытиями путь Петрова-Водкина к картине "Девушки на Волге" (1915, Государственная Третьяковская галерея). Это было, время напряжённых раздумий, настойчивых поисков современного монументального образа, изучения закономерности связей пространства и формы, окончательного сложения собственной живописной системы. Вдумчивое изучение творчества великих мастеров обогатило его изобразительный язык.

В "Девушках на Волге" черты монументализма обнаруживаются с первого взгляда: натурная достоверность в цвете и рисунке приносится в жертву композиционным задачам, ритм линий и цветовых плоскостей, напоминающий ритмику иконописных фигур, придает будничному мотиву известную отчуждённость от повседневности. Идеализация становится исходной точкой и принципом обобщения. Исполненные величавой грации, молодые крестьянки располагаются на берегу, словно на помосте. Картина построена на едва заметном пересечении двух диагоналей, делающем всю группу легко обозримой и выделяющем фигуры двух девушек в центре.

Такая акцентировка не случайна: мастер концентрирует его внимание на персонажах, несущих основную идейную нагрузку. Это не только визуальный, но и смысловой центр композиции. Торжественную значимость момента художник открывает в особой одухотворённости обликов крестьянских девушек, в естественной грации и гибкой силе их молодых тел. Этим выявлением возвышенного в обычном, земном достигает он такой убедительности образного решения.

Картину "Девушки на Волге" по праву относят к числу самых значительных его произведений. Это совпадает и с самооценкой мастера. Однако последующим своим творчеством он показал, что не всё удовлетворяло его в этом превосходном полотне. Факт неоднократного обращения к его персонажам, частичное изменение обликов, жестов, деталей одежды, цветовой характеристики, попытки по-новому компоновать их в пространстве картины – все это говорит о сознательном намерении придать знакомым образам несколько иной смысл. Следующим шагом в том же направления стала экспонирующаяся картина. Сопоставление с акварельным эскизом "Девушек на Волге" 1914 года и картиной "Утро. Купальщицы" 1917-го убеждает, что саратовский вариант создан позднее московского. В эскизе уже намечены позы, движения, жесты и облики центральной группы "Девушек на Волге". А в картине "Утро. Купальщицы" повторяются те изменения облика, головного убора, жестов, которые были найдены в "Двух девушках". Дальнейшая трансформация тех же образов в работе "Две" 1917, завершающей этот цикл.

 

Фотографии и видео события временно отсутствуют.
До конца аукциона
До начала аукциона
${ hours | two_digits } : ${ minutes | two_digits } : ${ seconds | two_digits }
Аукцион был продлен на ${prolongationOffset} сек.
${ auction.lot }
Начальная цена ${ auction.startPrice } ₽.
Шаг ставок ${ auction.tickPrice } ₽.
Стоимость в кассах ${ auction.realPrice } ₽.
Ставки
${ item.username } ${ item.rate } ₽.
Все участники (${ auction.countMembers })
Буду участвовать
Сделать ставку
${auction.priceCurrent}₽
Жанр
Выставки живописи
Возраст
6+