Коллекция Морозова

Расписания для этого события нет

Саратов удивляет любителей искусства своими музеями и галереями. Здесь помнят о живописцах, скульпторах, архитекторах, чьё яркое и самобытное творчество сформировало местные культурные традиции. Здесь проходят выставки современных художников, и всегда открыты двери их мастерских.

А ещё у нас есть коллекционеры, и вот эта сторона художественной жизни города для его жителей не столь очевидна. Ведь частные собрания окутаны тайной. Лишь немногие могут взглянуть на те редкости, которые хранятся в «домашних музеях».

18 мая 2018 года в Радищевском музее откроется необычная выставка. Саратовский собиратель Андрей Морозов покажет свою коллекцию отечественной живописи XIX-XX веков, которая ещё ни разу не экспонировалась в полном объёме. Её владельцу удалось собрать произведения, исполненные на высоком уровне живописного мастерства и проникнутые любовью к окружающему миру. Картины, развешанные по стенам его дома, словно дополняют друг друга. Это ощущение возникает неслучайно: коллекционер отдает предпочтение реалистической живописи и авторам, находящим красоту и гармонию в повседневном. В залах нового корпуса музея по улице Радищева, 41 вы увидите более 150 полотен как малоизвестных, так и прославленных мастеров.

Одна из самых примечательных картин в собрании Морозова – это пейзаж Ивана Айвазовского (1817-1900). Владелец, большой любитель кофе, озаглавил его так: «Каве-ханэ в Требизонде». Известно, что знаменитый маринист неоднократно повторял свои особенно удачные работы. Так, живописные варианты мотива с кофейней на побережье можно увидеть в Николаевском художественном музее (Украина) и в Омском музее изобразительных искусств. Они носят названия, соответственно, «Кофейня в Крыму» и «Набережная восточного города». Таким образом, вопрос о том, что за чудесный солнечный край изобразил Айвазовский, остается открытым. Крымский берег? Турецкое Причерноморье? Или же это собирательный образ, грёза о безмятежности и умиротворении?

В коллекции представлено творчество таких выдающихся пейзажистов XIX – начала XX века, как Фёдор Васильев (1850-1873), Исаак Левитан (1860-1900), Юлий Клевер (1850-1924), Николай Дубовской (1859-1918). «Штиль на Волге» Васильева, вероятно, был создан во время волжского путешествия автора в 1870 году и является этюдом к известному полотну из Русского музея. Художники-передвижники писали пейзажи так, словно это портреты близких людей, улавливали не только видимые глазу особенности родной природы, но и её «настроение», созвучное душе человека. Левитан в небольшом этюде «Осенний лес у реки» запечатлел тёплое золото увядающих листьев – последнюю вспышку цвета, что дарит нам осень в преддверии долгой русской зимы. Дубовской в картине «Деревушка на берегу» обратился к своему любимому сюжету – ожиданию ненастья, буйства стихии, которое почти физически ощущается в тяжёлом влажном воздухе, в сполохах далёкого пожара, окрашивающих лес в оранжевые тона.

Пейзажи мастеров салонного направления отличают броские цветовые эффекты, призванные внести драматическую нотку в самый простой мотив. Пламенеющие закаты Юлия Клевера прекрасны и тревожны одновременно, на их фоне деревья с искривленными голыми ветвями воспринимаются как живые существа («Зима. Кровавый закат»). Этот художник был кумиром графа Владимира Муравьёва (1861-1940), живописца, четыре работы которого также входят в экспозицию. Муравьёв не искал славы. Заядлый охотник, он делился со зрителями восторгом от созерцания потаённой жизни леса: токования тетеревов, вышедших к озеру пугливых косуль, вечерней зари, окрашивающей опушку розовым перламутром. В стремлении воссоздать многообразие природных форм и цветов художник варьировал технику исполнения, писал маслом, темперой, гуашью.

Блестящим колористом был Константин Маковский (1839-1915), один из представителей знаменитой творческой династии. В отличие от своего брата Владимира – автора жанровых работ, направленных против социальной несправедливости, – он создавал полотна в духе салонного академизма. Его «Букет с маками и подсолнухами» радует глаз приятным сочетанием тёплых оттенков красного, жёлтого и оливкового.

Александра Маковская (1837-1915) училась у своих братьев, но не получила такой известности. Её картины довольно редки в музейных собраниях, в Третьяковской галерее их всего три. Виды сёл, деревень и городских окраин в исполнении Маковской подкупают прелестной простотой. На выставке показан «Пейзаж с колокольней», в котором академическая строгость композиции соединяется с этюдной свежестью живописи и непосредственностью авторского чувства.

К числу талантливейших, но, увы, малоизвестных художников относится и Яков Вебер (1870-1958). Он происходил из семьи поволжских немцев, в первой половине 1890-х годов служил копиистом в недавно открывшемся Радищевском музее. К сожалению, творческое наследие Вебера невелико. Живописца с немецкой фамилией, да ещё и репрессированного – в 1938 году он был сослан в Казахстан – надолго вычеркнули из художественной жизни. На выставке можно увидеть два пейзажа мастера, зимний и осенний.

В собрании Андрея Морозова есть несколько портретов второй половины XIX – начала XX века. Изображения крестьянских девушек кисти Василия Тимофеева (1835-1914) и Валериана Отмара (1858-1908) ранее принадлежали балашовскому купцу Евгению Дьякову, любителю искусства, в доме которого сейчас располагается местный краеведческий музей.

Несомненный интерес для исследователей представляют подписные работы мастеров, сведений о которых пока найти не удалось. Это М. Моисеев, исполнивший детский портрет с едва заметным налётом провинциальности. Из надписи на обороте – «1882 г./Февраля 12 Д./по 7 году» – узнаём возраст мальчика с серьёзным выражением лица. Ещё один «незнакомец», И. Нунн, вероятно, имеет прибалтийское происхождение. Модель его картины «Строгая дама» одета опрятно и держит себя несколько чопорно, она похожа на гувернантку или учительницу, но с этим образом резко контрастируют блестящие серёжки и кулон в форме сердца.

Фотографии и видео события временно отсутствуют.
До конца аукциона
До начала аукциона
${ hours | two_digits } : ${ minutes | two_digits } : ${ seconds | two_digits }
Аукцион был продлен на ${prolongationOffset} сек.
${ auction.lot }
Начальная цена ${ auction.startPrice } ₽.
Шаг ставок ${ auction.tickPrice } ₽.
Стоимость в кассах ${ auction.realPrice } ₽.
Ставки
${ item.username } ${ item.rate } ₽.
Все участники (${ auction.countMembers })
Буду участвовать
Сделать ставку
${auction.priceCurrent}₽
Жанр
Выставки живописи Выставки
Возраст
6+
Социальные сети