Пьесу Островского «Поздняя любовь» (сцены из жизни захолустья в двух действиях, 1873), равно как и другие пьесы драматурга, такие как «Гроза», «Последняя жертва», «Бесприданница» можно было бы объединить общим подзаголовком «Женский вопрос в России». В этих произведениях не только запечатлён колорит русской жизни в многообразии судеб, бытовых и психологических оттенков, но также представлена и галерея многочисленных женских образов. Это и охваченные страстью к «деланию денег» своевластные, жестокие и мечущиеся героини, и нежные, чувственные представительницы прекрасного пола, и многочисленные служанки, приживалки и богомольные странницы.
Сюжет «Поздней любви» закручен у Островского, как в хорошем детективе. Здесь есть и добровольные жертвы во имя любви, и подлог, и кража, и финальный хеппи-энд, в котором влюбленные соединяются, а старики уходят на покой.